Unilever и Procter & Gamble оштрафованы EUR 315,2 млн. за картельный сговор

Гиганты рынка бытовой химии - англо-голландская корпорация Unilever и американская Procter & Gamble - оштрафованы на общую сумму EUR 315,2 млн. ($457 млн.) за ценовой сговор. Выяснилось, что на протяжении трех лет в восьми странах они секретно координировали стоимость стиральных порошков.

Procter & Gamble - производитель стиральных порошков Ariel, Bonux и Tide - заплатит $306 млн., а Unilever, изготовитель моющих средств Domestos, Surf и Omo, - $151 млн.

Штраф для обеих компаний был снижен на 10% по сравнению с максимально предусмотренной величиной, так как они сотрудничали со следствием и согласились с вердиктом. Еврокомиссия имеет право штрафовать компании на 10% их годовой выручки за нарушение европейских законов о конкуренции.

Картель производителей стиральных порошков действовал с января 2002 г. по март 2005 г. в Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Португалии, Испании и Нидерландах. В преступном сговоре также участвовал изготовитель порошка Persil германская компания Henkel, но избежала штрафных санкций, так как это она донесла на своих конкурентов Еврокомиссии и предоставила ясные доказательства фиксации цен.

По словам офицера Еврокомиссии по вопросам конкуренции Дирка-Стефана Коедика, поучаствовав в картеле, Henkel в 2008 г. «незамедлительно проинформировала власти» и «предприняла эффективные действия для раскрытия сговора и избежания дальнейших нарушений».

Трехлетнюю задержку между окончанием действия ценового сговора и моментом донесения о нем в Еврокомиссию в Henkel пояснили тем, что высшее руководство компании не знало о существовании картеля и обнаружило сведения об его активности во время проведения внутреннего аудита.

«Henkel, Procter & Gamble и Unilever были вовлечены в антиконкурентную деятельность по собственной инициативе и действовали на свой страх и риск. Компании сговорились не снижать цены в то время, когда они уменьшали вес стирального порошка в упаковках. Затем они также согласовали повышение цен»,- сообщил вице-президент Еврокомиссии по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния.

Чиновник отметил, что стороны договорились не разглашать названий брендов, на которые фиксировались цены, но заверил, что все эти стиральные порошки очень ярко выделяются на прилавках супермаркетов и известны каждому потребителю.

«Ни у кого не должно быть иллюзий насчет того, что комиссия может ослабить или прекратить вовсе свою беспощадную борьбу с картелями, которые завышают цены и выжимают из потребителей деньги»,- приводятся слова господина Альмунии в официальном пресс-релизе Еврокомиссии.

Плохие новости о стомиллионных штрафах компании встретили с хорошей миной, продемонстрировав умение во всем находить позитив. Представители Unilever сообщили, что проводимое Еврокомиссией расследование помогло им выявить прорехи в управлении и позволило усовершенствовать внутренние процедуры.

«Все ключевые менеджеры в Европе были переобучены в соответствии с правилами европейской конкуренции и хорошо подготовлены для участия в общеотраслевых экологических инициативах»,- сообщила в официальном заявлении Unilever, пообещав выплатить штраф средствами, зарезервированными из прибыли за 2010 г.

В Procter & Gamble также заверили, что проблем с выплатой штрафа не будет, так как у компании на эти цели необходимая сумма отложена. Компания заявила, что уже давно исправилась и использует для усиления рыночных позиций другие методы.

«Пожалуй, более важно сообщить, что мы уже приняли соответствующие внутренние действия, в том числе усилили наши программы глобальной конкуренции за счет расширения торговли, усиления ключевых политик и регулярных аудиторских проверок»,- прокомментировал вчерашнее решение Еврокомиссии пресс-секретарь Procter & Gamble Поль Фокс.

Что касается Henkel, компания уже во второй раз вышла сухой из воды, сняв прибыль от участия в картеле, подпортив жизнь конкурентам и не понеся за это никакого наказания. В прошлом году благодаря ей власти Италии оштрафовали на EUR37 млн. компании Unilever, P&G и 13 других производителей за сговор с целью координации цен на зубную пасту.

Источник: sostav.ua